«О! Я еще и диплом по ДПО получу!! Круто!!» Конечно, круто!! Только, уровень образования, с дипломом ДПО не меняется…
Людмила Первышина, Генеральный директор Национальной Академии Современного Образования «НАСО»
Неоднократно наблюдала восторженную реакцию студента по поводу получения диплома ДПО как результата обучения по курсу переподготовки – «О! Я еще и диплом получу!! Круто!!» Конечно, круто!! Только, уровень образования, дорогие мои, у нас с вами с дипломом ДПО не меняется – выпускник СПО при этом не станет выпускником ВУЗа и образование из среднего не превратится в высшее.
Друзья, хочу поделиться наблюдением и помочь внести ясность в вопрос об уровнях образования! Еще раз – диплом ДПО не устанавливает уровень образования! Диплом ДПО дает новую специальность, меняет направление деятельности.
Давайте разбираться как классифицируется образование в международном пространстве и в России.
МСКО (ISCED) – Международная стандартная классификация образования – документ, предназначенный для классификации и представления сопоставимых на международном уровне статистических данных. Действующая редакция принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2011 году, предыдущая в 1997 году.
В МСКО по уровням = по степени сложности и специализации содержания образовательной программы выделяют девять видов образования:
- 0 – образование детей младшего возраста;
- 1 – начальное образование;
- 2 – первый этап среднего образования;
- 3 – второй этап среднего образования;
- 4 – послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
- 5 – короткий цикл третичного образования (третичное образование – это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
- 6 – бакалавриат или его эквивалент;
- 7 – магистратура или её эквивалент;
- 8 – докторантура или её эквивалент.
Виды образования в России:
общее образование;среднее профессиональное образование (СПО);высшее образование (ВО);постдипломное образование;дополнительное образование для детей и взрослых;дополнительное профессиональное образование (ДПО);профессиональное обучение.
Общее образование
Это базовый уровень знаний. Оно включает:
- Дошкольное образование;
- Начальное общее образование (1–4 класс);
- Основное общее образование (5–9 класс);
- Среднее общее образование (10–11 класс).
Профессиональное образование
Если по общему образованию все понятно, то профессиональное образование включает в себя 2 больших блока – среднее профессиональное образование (коротко СПО) и высшее образование (ВО). В свою очередь, как СПО так и ВО делятся на типы, каждый из которых имеет свои особенности – чуть подробней об этом ниже.
Среднее профессиональное образование (СПО)
Данный вид обучения проходят в колледжах, техникумах или профучилищах. Получают это образование либо параллельно со средним общим образованием – если поступают туда после девятого класса, либо уже после него – если поступают после одиннадцатого класса.
Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.
СПО делится на два типа:
- подготовка квалифицированных рабочих и служащих;
- подготовка специалистов среднего звена.
Высшее образование (ВО)
Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех отраслей экономики. За последнее время в системе высшего образования произошли и продолжают происходить серьезные изменения.
Болонская система
Ранее в России действовало в большей степени двухуровневое высшее образование по Болонской системе:
- бакалавриат – 4 года;
- магистратура – 2 года;
- подготовка кадров высшей квалификации.
Программы специалитета
Кроме этого в некоторых ВУЗах обучали по пятилетним программам специалитета. По уровню специалитет был приравнен к магистратуре.
Национальная система образования
В 2022 г. Россия приняла решение выйти из Болонской системы образования и создать свою национальную образовательную систему. Мы находимся сейчас в переходном периоде, который будет поэтапным и растянутым во времени.
В ближайшее время стартует пилотный проект по переходу от Болонской к национальной системе образования, об этом и о том, какой видит государство национальную систему образования в будущем Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования»
О предпосылках отказа от болонской системы в России подробно в статье «Уход от Болонской системы: какой будет новая высшая школа» делится мнением Российское агентство правовой и судебной информации.
Постдипломное образование
Постдипломный/послевузовский же уровень называется подготовкой кадров высшей квалификации.
К нему относятся:
- Аспирантура — это обучение для получения степени кандидата наук.
- Ординатура (для врачей) — обучение для получения права вести врачебную деятельность.
Дополнительное образование
Дополнительное образование делится на два уровня.
Дополнительное образование детей и взрослых.
Оно включает два вида образовательных программ:
- Первый — общеразвивающие программы для детей и взрослых, к ним относится обучение в кружках, секциях, клубах по интересам.
- Второй – предпрофессиональные программы, они действуют только для детей. Их реализуют в музыкальных, художественных и спортивных школах.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
К нему относится повышение квалификации (то есть переход на новый профессиональный уровень и получение новых навыков по существующей специальности) и профессиональная переподготовка (получение новой специальности). Получать такое образование могут выпускники и студенты колледжей и вузов.
В свете того, что мир ускоряется и становится все более технологичным, меняются и требования к компетенциям сотрудников – чтобы оставаться востребованным на рынке труда высококвалифицированным специалистом, скорость обретения новых навыков, гибкость и адаптивность к изменениям не менее важна чем базовое академическое университетское образование.
Отсюда и тренды образования:
- непрерывность – образование на протяжении всей жизни
- технологичность – с любого девайса,с учетом актуальных трендов цифровизации
- персонализация – учет индивидуальных особенностей усвоения информации
- микрообучение – быстро, под конкретную задачу/проект
- практикоориентированность – обучение на кейсах, рабочих проектах
Формат ДПО, при качественной организации и трансформации процесса обучения в увлекательную привычку, как раз отвечает всем вызовам современности по части образовательных трендов.
Профессиональное обучение
Если дополнительное профессиональное образование предполагает профессиональное развитие человека и решает не только карьерные, но и образовательные потребности, то профессиональное обучение ориентируется только на получение новых профессиональных компетенций для рабочих и служащих.
Программы профессионального обучения включают:
- Переподготовку/получение рабочей профессии с нуля — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новую профессию или новую должность.
- Повышение квалификации/разряда — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новые знания и навыки по уже имеющейся специальности.
При этом круг специальностей, для которых доступно профессиональное обучение, ограничен специальным перечнем. Среди них специальности сварщика, машиниста, кондуктора, лаборанта, операторов различного оборудования.
Задать вопросы по теме, прокомментировать, поделиться опытом и инсайтами вы можете на нашей странице в VK.